Краткая презентация образовательной программы
Характеристика контингента воспитанников
Основной структурной единицей МБДОУ № 25 является группа детей дошкольного возраста. В настоящее время в МБДОУ функционирует 6 общеразвивающих групп:
- 1 группа раннего возраста для детей 2-3 лет
- 2 группы младшего дошкольного возраста для детей 3-4 лет
- 2 группы среднего дошкольного возраста для детей 4-5 лет
- 1 разновозрастная группа для детей 5-7 лет
Реализуемые программы
Основная образовательная программа МБДОУ разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность дошкольного учреждения:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373)
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 20.05.2015 № 2/15)
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28)
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности, Устав МБДОУ
По своему организационно-управленческому статусу образовательная Программа МБДОУ № 25 обладает модульной структурой и основывается на принципах ФГОС ДО.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный:
- Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
- Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, и часть, формируемую участниками образовательных отношений, особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников.
- Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
- психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
- особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
- особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
- способов и направлений поддержки детской инициативы,
- особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Основной целью обязательной части Основной образовательной программы МБДОУ является обеспечение развития личности детей, воспитанников МБДОУ, в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Целевые ориентиры вариативной части направлены на социальное развитие воспитанников, развитие их гражданской идентичности, патриотизма. Цели Программы органично интегрируются с обязательной частью. Среди них: учет этнокультурной ситуации развития детей, становление основ патриотизма, позитивное влияние на повышение социального статуса воспитанников в среде сверстников вне зависимости от состояния физического и психического развития ребенка.
Полноценное личностное формирование и становление, готовность к школьному обучению, обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности осуществляется посредством реализации примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В рамках инновационной деятельности в одной из групп МБДОУ апробируется программа "Вдохновение" под редакцией В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, охватывает следующие направления: ознакомление с историей и культурой России и Донского края, социально-нравственное воспитание, формирование основ безопасного поведения на дороге и в транспорте. В содержательный компонент вариативной части Программы включены следующие пособия и программы:
- "Дошкольнику – об истории и культуре России" Г.Н. Данилиной
- "Социальное развитие детей в ДОУ" Н.В. Ивановой, Е.Ю. Бардиновой, А.М. Калининой
- "Я – Ты – Мы" О.Л. Князевой
- "С чего начинается Родина?" Л.А. Кондыкинской
- "Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет" И.Ф. Мулько
- "Ребенок в пространстве города Ростова-на-Дону" Р.М. Чумичевой, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохиной
- Методическое обеспечение к региональной программе "Родники Дона" Р.М. Чумичевой, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохиной
- Региональная программа работы ДОУ по предупреждению ДДТТ "Приключение Светофора"
Иные образовательные программы, в том числе на других языках, а также профессиональные образовательные программы в МБДОУ не реализуются.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При организации образовательной деятельности в соответствии со ст.16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в МБДОУ используются информационно-коммуникационные технологии, технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников, элементы электронного обучения.
В МБДОУ организован доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. На сайте МБДОУ размещены ссылки на электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ (версия для слабовидящих).
В МБДОУ № 25 имеются в наличии технические средства обучения, обеспечивающие реализацию образовательных программ с применением электронного обучения: ноутбуки, проектор, интерактивные песочные столы, интерактивная стена "Ожившие картинки", портативная акустическая система, мультипликационное оборудование для создания анимации.
Характеристика взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанниками строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада.
В основе системы взаимодействия нашего дошкольного учреждения с семьями воспитанников лежит принцип сотрудничества и взаимодействия, позволяющие решать следующие задачи:
- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
- приобщение к участию в жизни детского сада;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- повышение их педагогической культуры.
Для решения поставленных задач используются следующие формы и методы работы с семьей:
- формирование единого понимания педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его эффективности;
- индивидуальное или групповое консультирование;
- просмотр родителями занятий и режимных моментов;
- привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности;
- установление партнерских отношений;
- анкетирование, опрос;
- беседы с членами семьи;
- педагогическое просвещение родителей;
- общие и групповые родительские собрания;
- почта доверия, телефон доверия;
- совместные досуги;
- анализ детских рисунков и рассказов на заданную тему;
- ведение страничек для родителей на сайте МБДОУ.
Кроме основных форм работы, осуществляется постоянное взаимодействие родителей и сотрудников детского сада в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают ребенка; ознакомления родителей с информацией, подготовленной педагогами, об их детях; посещения родителями для наблюдения ими деятельности ДОУ – "Дни открытых дверей"; неформальных бесед о вопросах воспитания и развития детей или запланированных встреч с родителями воспитателями или специалистами, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем.